Работа никогда не завершается

9 ноября 2017 – 21 января 2018
Тюменское музейно-просветительское объединение

Множество смыслов, стоящих за идеей ковра и процессом его создания, легло в основу проекта.

 

 

 

Фото: Таня Ахметгалиева. Клото. 1-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства. 2010

Название для проекта «Работа никогда не завершается» — перефразированный заголовок произведения художницы Элизы Беннет «Работа женщины никогда не завершается». Применяя технику вышивки, она бросает вызов представлению о том, что «женский труд» легкий, и показывает его последствия. Ручное ковроткачество, вне зависимости от того, занимается им женщина или мужчина, — это долгий, сложный и трудоемкий процесс. Создавая ковры один за другим, они ткут свой «ковер жизни». Поколения ткачей сменяются, но их труд остается неизменным, а работа над ним никогда не завершается. Множество смыслов, стоящих за идеей ковра и процессом его создания, легло в основу проекта.

Тема Уральской индустриальной биеннале этого года «Новая грамотность» отсылает к проблеме границ труда и отдыха в сегодняшнем технологизированном мире. Для «ударников» креативного труда эти границы размываются. Как ткачи меряли свое время сделанными коврами, так они меряют время проектами. По окончании одного начинается производство следующего; а необходимость представлять проект через образ себя в социальном и сетевом пространстве сводит на нет границу между частным и публичным, работой и отдыхом. Поэтому для сегодняшнего дня так актуальна метафора работы, которая никогда не завершается.

В различных мифологиях сюжеты, связанные с нитями и прядением, занимают особое место. Все богини Судьбы и Времени — прядильщицы и ткачихи. В древнегреческой мифологии это мойры, среди которых Клото — та, что пряла нить человеческой жизни. В римской им соответствуют парки, при рождении ребенка определявшие его судьбу в виде нити, которую они тянули, отмеряли и отрезали. В этом же ряду стоят мифы о спасительной нити Ариадны, вечно ткущей Арахне, распускающей и ткущей вновь саван Пенелопе. Время для них останавливается и работа никогда не завершается.

Ковер на протяжении веков является неотъемлемой частью жизни человека. Ковроткачеством занимались не только на Ближнем и Среднем Востоке и в Европе, но и в Центральной и Южной Америке, Китае, Индии. Для многих стран — это целый пласт истории, традиций и культуры. В разное время его предназначение менялось, но в основном он служил для украшения и утепления помещений. Ковер везли из дальних земель, дарили и передавали по наследству, а его наличие определяло достаток семьи. Постепенно он стал предметом искусства и роскоши. Для советских семей непременным ритуалом было фото на фоне ковра, который до сих пор ассоциируется с объектом интерьера советского прошлого. Ковер на стене как знак ушедшей эпохи оставляет после себя пустое место, но его образ отпечатывается в памяти.

Яркий, самобытный тюменский ковер легко узнаваем: на черном фоне располагается яркий цветочный орнамент, отсылая к мотивам земного и райского сада. В семьях, причастных к ковроткачеству, умения передавались из поколения в поколение, но все же каждая новая мастерица привносила что- то свое в традиционный мотив. С самим ковром связаны семейные обычаи, поэтому он выступает частью ритуала и традиции.

Современные художники часто обращаются к рукоделию и ковру. Для кого-то ковер выступает универсальным символом традиции, которую они стремятся переосмыслить или деконструировать — либо на уровне формы, либо на символическом уровне, где заложены архетипы места. Ткань выступает хранителем памяти — личной, семейной: ее художники проявляют в своих работах. С помощью ковра измеряются границы между личным и общественным пространством, которые художники ставят под сомнение и пытаются сдвинуть.

Для некоторых рукоделие — своего рода медитация, где важнее сам процесс, нежели результат. Ритуал повторения и протяженное время создания произведения открывают самому автору временные границы, которые измеряются процессом его труда. Зачастую рукоделие оказывается универсальным инструментом для визуализации времени. Но храня информацию об универсальной традиции, ковер одновременно универсализирует и анонимизирует автора.

Время измеряется ритуалами, которые совершает каждый из нас. Выставка предлагает разные углы зрения на скорость его течения, способы взаимодействия с ним и пути сопротивления забвению.

Куратор: Светлана Усольцева

Участники: Фаиг Ахмед (Азербайджан), Таня Ахметгалиева (Россия), Элиза Беннетт (Великобритания), Анастасия Богомолова (Россия), Алиса Горшенина (Россия), Микеле Джангранде (Италия), творческое объединение «Куда бегут собаки» (Россия), Ирина Корина (Россия), Варвара Кузьмина (Россия), Владимир Логутов (Россия), Женя Мачнева (Россия), Александра Митлянская (Россия), Роман Мокров (Россия), творческое объединение «Наденька» (Россия), Тимур Новиков (Россия), Мурат Палта (Турция), группа Провмыза (Россия), Тимофей Радя (Россия), Фарид Расулов (Азербайджан), Вероника Рудьева-Рязанцева (Россия), Светлана Спирина (Россия), Ольга Субботина и Михаил Павлюкевич (Россия), Леонид Тишков (Россия), Алексей Трегубов (Россия), Фархад Фарзалиев (Азербайджан), Дмитрий Цветков (Россия)

При поддержке: Правительство Тюменской области

Соорганизатор: Тюменское музейно-просветительское объединение

Генеральный партнер: Сибур

Партнеры: Sparta Curators Collective, X-IST Gallery, YAY Gallery, Double Tree by Hilton Тюмень

Архитектор: Михаил Лейкин (Москва)

Ассистент куратора: Дмитрий Рябков (Екатеринбург)

Координаторы: Павел Сидоров (ТМПО), Кирилл Груздов (ТМПО)

PR-координаторы: Тина Гарник (Екатеринбург), Антон Николаев (ТМПО)

 

 

 

 

 

Ru
En